Звонок из службы безопасности банка
Мошенническая схема «Электронные письма, сообщения и звонки от имени различных фондов»
Мошенническая схема «Игра на бирже»
Звонок от сотрудника правоохранительных органов
В понятие информационной безопасности образовательного учреждения входит система мер, направленная на защиту информационного пространства и персональных данных от случайного или намеренного проникновения с целью хищения каких-либо данных или внесения изменений в конфигурацию системы. Вторым аспектом понятия станет защита образовательного процесса от любых сведений, носящих характер запрещенной законом пропаганды, или любых видов рекламы.
В составе массивов охраняемой законом информации, находящейся в распоряжении образовательного учреждения, можно выделить три группы:
• персональные сведения, касающиеся учащихся и преподавателей, оцифрованные архивы;
• ноу-хау образовательного процесса, носящие характер интеллектуальной собственности и защищенные законом;
• структурированная учебная информация, обеспечивающая образовательный процесс (библиотеки, базы данных, обучающие программы).
Все эти сведения не только могут стать объектом хищения. Намеренное проникновение в них может нарушить сохранность оцифрованных книг, уничтожить хранилища знаний, внести изменения в код программ, используемых для обучения.
Обязанностями лиц, ответственных за защиту информации, должно стать сохранение данных в целостности и неприкосновенности и обеспечение их:
• доступности в любое время для любого авторизированного пользователя;
• защиты от любой утраты или внесения несанкционированных изменений;
• конфиденциальности, недоступности для третьих лиц.
Особенностью угроз становится не только возможность хищения сведений или повреждение массивов какими-либо сознательно действующими хакерскими группировками, но и сама деятельность подростков, намеренно, по злому умыслу или ошибочно способных повредить компьютерное оборудование или внести вирус. Выделяются четыре группы объектов, которые могут подвергнуться намеренному или ненамеренному воздействию:
• компьютерная техника и другие аппаратные средства, которые могут быть повреждены в результате механического воздействия, вирусов, по иным причинам;
• программы, используемые для обеспечения работоспособности системы или в образовательном процессе, которые могут пострадать от вирусов или хакерских атак;
• данные, хранимые как на жестких дисках, так и на отдельных носителях;
• сам персонал, отвечающий за работоспособность IT-систем;
• дети, подверженные внешнему агрессивному информационному влиянию и способные создать в школе криминальную ситуацию. В последнее время перечень таких ситуаций существенно расширился, что говорит о возможной целенаправленной психологической атаке на сознание детей и подростков.
Угрозы, направленные на повреждение любого из компонентов системы, могут носить как случайный, так и осознанный преднамеренный характер. Среди угроз, не зависящих от намерения персонала, учащихся или третьих лиц, можно назвать:
• любые аварийные ситуации, например, отключение электроэнергии или затопление;
• ошибки персонала;
• сбои в работе программного обеспечения;
• выход техники из строя;
• проблемы в работе систем связи.
Все эти угрозы информационной безопасности носят временный характер, предсказуемы и легко устраняются действиями сотрудников и специальных служб.